Как растет чай Дахунпао
Уишань 武夷山 – обширная горная гряда, находящаяся в Северной части Фуцзяни, в которой сохранились невиданные природный загадки. Уникальная почва образовалась в результате естественного разрушения скальных образований, возникающаяся в ущельях туманность, а так же и лучики солнца , проходящие сквозь утесы, образовали благоприятные микроклиматическиеусловия для естественного развития чайных кустов.
Улун, вырасший на межскальном пространстве является высочайшего качества. Имя ему Чжэн Янь Ча (正岩茶, Истинный Чай с Утеса). Бань Шань Ча (半山茶, Наполовину-утёсный) – произрастающий в Уишани открыто на плато. Вaй Шaнь Чa (外山茶, Чай выращенный на внешних горах) производится на здешних чайных мануфактурах из листа с кустов Camellia sinensis, произрастающих дальше семидесяти километров от Уишаньского утесного заповедника.
Китайский чай и его разновидность
Первыми растениями здешнего разнообразия видов чайного дерева принято считать древовидные кустарники агрономического типа мaлыx цяo-мy (小乔木), вышиной не более 3 метров. Их ветви растут очень густо. Их самые оконечности расположены кверху и по сторонам. Лист длинноватый, округлый, со чуть-чуть заостренным и загнутым книзу кончиком, сгибающимися вовнутрь краями. Цвет у них темно-зеленый, на вид глянцевые. Юные почки багрянцевые и покрыты пушком из ворса.
Сейчас в Уишани произрастает свыше восьмидесяти видов Camellia sinensis, юные побеги каких используются для приготовления соответствующих чаев. Старейшими видами считаются «Сы Да Мин Цун» (四大名枞, Четыре Знаменитых Куста): ДА ХУН ПАО (大红袍 , Большой красный халат), ТЕ ЛО ХАНЬ (铁罗汉, Железный Архат), ШУЙ ЦЗИНЬ ГУЙ (水金龟, Золотая черепаха), БАЙ ЦЗИ ГУАНЬ (白鸡冠, Белый петушиный гребень). Время от времени к известной четверке прибавляют Бань Тянь Яо (半天腰, Небесный пояс), еще узнаваемый в цинскую эпоху. Их в продаже мало, поскольку в 20 веке их стали вытеснять наиболее востребованными видами, такими как, УИ ЖоуГуй (武夷肉桂 Корица из УИ) и УИ ШуйСянь (武夷 水仙 Водный бессмертный из УИ), а еще ФоШоу (佛手, Ладони Будды), ЦиЛань (奇 兰 Чудесная орхидея), No.105 (гибрид Шуйсяня и Те Гуанинь) и множество других
Истории про уишаньский чая прочно связана со здешними храмами. Что бы не происходило в КНР, сутры переписывались монахами, развивали духовные практики и готовили чай. На камнях «Кумирни Чайного Предка» в монастыре Тянь Синь Сы (天心寺) упомянуты важные действия, произошедшие с начала IX века:
801 г. (семнадцатый год правления с лозунгом «Чжэнь Юань») священник И Сэн (邑僧) у подножья утёса Тянь Синь (Небесного Сердца) выстроил жилище из соломы и высадил чай.
927 г. (третий год правления с лозунгом «Тянь Чэн») монах Коу Бин (扣冰 ) записал: «Чай помогает очистке сердца, сердечко чисто – в государстве чисто. Вместе с Чань сердце спокойно, когда в сердце спокойствие – то и вокруг спокойствие».
1146 г. (шестнадцатый год правления с лозунгом «Шао Син»), Шиву Дао Цянь (道谦) позаимствовал у священников Юань У Кэ Циня (圆悟克勤) и Да Хуй Цзун Го (大慧宗果) мудрость выражения: «Чань и чай – имеют единый вкус» (禅茶一味 «Чань Ча И Вэй») он начал прививать это выражение по утесной долине Уишани. Тем самым он использовал чайную культуру для объединения даосизма, конфуцианства и буддизма. Со временем объединив Прямоту-Чжэнь (正) по конфуцианству, Чистоту-Цинь (清) по даосизму и Изысканность-Я (雅) увлеченных чаем. Была основана уишаньская чаньская чайная культура с лозунгом: «Чжэнь, Цинь, Хэ, Я» (正,清,和,雅 «Прямота, Чистота, Единство и Тонкость»).
1385 г. (Восемнадцатый год с лозунгом «Хун У»), ученик Дин Сянь (丁显), идя на императорские экзамены, перенес солнечный удар, и священник храма «Тянь Син Сы» вернул здоровье отпаивая чаями. Благополучно пройдя экзаменацию, он был удостоен солидной должности чжуан юань (атрибутами кой являлся халат красного цвета и нанесенными драконами на него). Пожелав вознести благодарность Будде, Дин Сянь приподнес принадлежащий ему халат красного цвета чайному кусту. Согласно этой легенде возникло именование Да Хун Пао (大红袍, Большой Красный Халат).
1419 г. Храму присвоено новое имя Тянь Синь Юн Лэ Чань Сы (天心永乐禅寺 , «Чаньского Монастыря Вечной Радости Небесного Сердца»). Так все чаи, которые тут производились начали именоваться Да Хун Пао.
1685 г. (Двадцать пятый год управления под императорством «Кан Си») священник Ши Чао Цюань (释超全) сочинил «Песнь об Уишаньском чае», в которой излагаются все тонкости технологического процесса до мельчайших подробностей.
1855 г. (Пятый год управления под императорством «Сянь Фэн») монах поднес в дар ученику из тайваня Линь Фэн Чи (林凤池) тридцать шесть молодых ростков уишаньского чая. Таким образом на Тайване появился Дун Дин улун.
2006 г. В храме основали «Государственное общество изучения культуры чая и Чань Буддизма в Уишани».